Работы Михаила Аникушина можно встретить в Находке и в Калининграде, в Нагасаки и Турку, в Дели и Гаване, в Самаре и Москве, однако он, в первую очередь, наш, ленинградский скульптор. И даже если бы он не создал в городе на Неве ничего, кроме памятника Пушкину на площади Искусств, то все равно бы получил всемирную известность, потому что Аникушинский Пушкин по красоте мысли, образности и воплощению абсолютно достоин своего легендарного прототипа.
Памятник был открыт к празднованию 250-летию Ленинграда 19 июня 1957 года, и сразу же полюбился и местным жителям, и гостям города. Чтобы увидеть моментально ставшего знаменитым Пушкина, в конце 50-х в Ленинград приезжали люди со всей страны.
«Будто живой» бронзовый Пушкин, по легенде, однажды практически спас своего создателя. Дело в том, что Аникушин участвовал в каждой плановой помывке памятника – считал это своим долгом. И вот, когда памятник Пушкину, в очередной раз «оброс лесами», скульптор забрался наверх, дабы что-то проверить. А перед этим шел дождь и доски настила хорошенько промокли. На одной из них скульптор поскользнулся и точно бы упал, если бы его плащ не зацепился за простертую руку поэта.
Будучи старшекурсником Академии Художеств, Михаил Аникушин был освобожден от службы в армии, но в ноябре 1941-го ушел на ленинградский фронт добровольцем. Он был санитаром, благодаря ему выжили сотни раненых, которых он на себе вытащил с поля боя. Поэтому создавая монумент Героическим защитникам Ленинграда, Аникушин точно знал, какими страданиями и какой болью оплачен героический подвиг города на Неве. От того монумент и сегодня вызывает целую бурю эмоций и не может оставлять равнодушным.
Имя Михаила Аникушина носит корабль, малая планета и небольшой сквер на Каменноостровском проспекте. А рядом с его мастерской, в Вяземском переулке, относительно недавно установили памятник и самому Аникушину.
В одном из своих интервью Михаил Константинович однажды сказал: «С детства заниматься любимым делом – это счастье для человека», и ведь не поспоришь…