Новости

"Великий хранитель тайны жизни"

Опубликовано 24.03.2022 14:26
Просмотров: 151

290 лет назад 31 марта 1732 года родился Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, старший современник Моцарта и Бетховена, один из известнейших композиторов XVIII века и в истории классической музыки в целом. Он создал более тысячи произведений, среди которых 104 симфонии, множество квартетов, клавирных сонат, оперы, оратории, дивертисменты и мессы.

Йозеф Гайдн не был потомственным музыкантом или композитором. Он родился в нижнеавстрийской деревне Рорау в семье Каретного мастера, но уже в детстве обнаружил музыкальные способности. В шестилетнем возрасте его отправили в Хайнбург, где он пел в церковном хоре и учился играть на скрипке и клавесине. Спустя 2 года способного мальчика заметил руководитель капеллы собора Св. Стефана - главной церкви австрийской столицы - и предложил ему должность певчего. 

С согласия родителей Гайдн в 1740 г. переехал в Вену. В течение 9 лет он учился в хоровой школе и выполнял непростые обязанности певчего. Но к 17 годам, когда голос Гайдна начал ломаться, ему пришлось оставить школу и капеллу. Он бедствовал и голодал, не имея постоянного пристанища, брался за разную работу, в том числе давал частные уроки и играл в бродячих ансамблях. Несмотря на трудности, Гайдн занимался самообразованием, изучал теорию музыки и произведения опытных композиторов, брал уроки у Никола Порпоры - итальянского оперного композитора и педагога.

Постепенно Гайдн входил в музыкальную среду. Он стал исполнять камерную музыку в доме австрийского дворянина Карла Йозефа фон Фюрнберга, для которого сочинил свои первые струнные квартеты. В 1759 г. благодаря рекомендации Фюрнберга Гайдн получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Здесь, руководя оркестром из около 16 музыкантов, он написал свою первую симфонию, а также писал произведения для струнных и духовых инструментов.

Долго этот оркестр, однако, не просуществовал: в 1761 г. из-за финансовых сложностей Морцин распустил капеллу, а в жизни Гайдна начался новый значительный период. Он принял предложение П. Эстерхази, богатейшего венгерского магната и покровителя музыкантов, и поступил к нему на службу как вице-, а затем и обер-капельмейстер. В его обязанности входило не только написание музыки, но и управление оркестром, репетиции, поддержание порядка в капелле.

При дворе Эстерхази Гайдн находился порядка 30 лет и в этот период написал большинство своих произведений. В 1766 г. он стал придворным музыкальным руководителем. Благодаря поддержке Миклоша Эстерхази, возглавившего семью после смерти брата, Гайдн серьезно поднял уровень придворных ансамблей, набрав в них новых певцов и инструменталистов.

1780-е - 1790-е гг. - период пика творческой биографии Гайдна. В 1781 г. он познакомился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Знакомство переросло в плодотворную дружбу: Моцарт посвятил Гайдну шесть своих квартетов и утверждал, что именно у него учился писать произведения в этом жанре. В 1785-1786 г. Гайдн написал свою знаменитую серию из 6 «Парижских» симфоний. Они были исполнены самым большим европейским оркестром, произвели фурор в музыкальной жизни Европы и вошли в число лучших образцов симфонической музыки. Среди других произведений Гайдна 1780-х гг. оперы «Роланд-паладин» и «Армида», духовное сочинение «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте», струнные квартеты.

В 1790 г. умер Миклош Эстерхази, и его преемник Антал распустил оркестр. Гайдн, - теперь уже свободный музыкант, известный в Европе, в 1791 г. получил работу в Англии и провел там порядка 18 месяцев. Одним из творческих результатов этой работы стали 12 Лондонских симфоний, которые входят в число самых значительных произведений Гайдна. В 1792 г. он посетил Германию и познакомился с молодым Бетховеном, который вскоре переедет в Вену, чтобы у него учиться.

Последний период жизни и творчества Гайдна начался с возвращения в Австрию, где он поселился в венском предместье Гумпендорф. Среди известных произведений этого периода две оратории - «Сотворение мира» 1798 г. и «Времена года» 1801 г., написанные под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слушал в Лондоне.

Франц Йозеф Гайдн оставил колоссальное творческое наследие. Его произведения вошли в канон классической музыки и внесли решающий вклад в его формирование. Вероятно, музыка отражала и характер Гайдна - образцового представителя эпохи Просвещения, оптимистически смотревшего на жизнь и сохранявшего жизненный баланс между разумом и эмоциями. В XIX в., в эпоху Романтизма, когда эмоциональное начало в искусстве вышло на первый план, музыка Гайдна была уже не столь популярна. Но в начале XX в. ее оценили вновь, и до сих пор произведения Гайдна исполняются в концертных залах по всему миру.

Гайдн Симфония № 45 фа диез минор («Прощальная») смотреть

1075 154

R 10664659 1501968449 8887

2432433

maxresdefault