Новости

Тема творчества в произведениях Константина Алексеевича Коровина. 160-летию Академика живописи, художника, писателя посвящается

Опубликовано 22.11.2021 09:02
Просмотров: 154

Искусство безгранично в силе и времени влияния. Существование в веках музыки, живописи, сценического амплуа, литературы наполняет творчество автора, нить истории и культура общества. С эволюцией мысли, общественных отношений, экономики, картины мира усложняется и развивается и одухотворённость, и практичность искусства. И если успех – это не пункт назначения, а путь, то творчество – не сумма произведений, а система.

Константин Алексеевич Коровин – человек своего времени, выразитель творческой истории. Бог одарил его и тех, кто его уважал, ценил, любил. За 77 лет жизни Коровин познал, запечатлел, донёс до потомков, посеял в умах и сердцах, в мирозданье содержание, проблемы, достоинства, методы, стиль эпохи. Культура Коровина масштабна от тонкостей мистичности, но не настолько явно и завораживающе, как у Михаила Врубеля до представления приземлено-реальной ипостаси, но, всё-таки, с бережностью к читателю, не так надрывно, как у Фёдора Достоевского и Максима Горького, печально у Ивана Шишкина.

И всё больше у Константина Алексеевича возвышенного в созерцании природы, во врачевании пейзажами и строками, пусть даже – на контрасте с изуверствами пьянок и грабежей, обысков и зависти – главного порока в России. Система творчества Коровина ясно излагает его мировоззрение, где есть христианская философия «возлюби ближнего, успех его, порадуй Бога и сотвори благо», чёткое выражение зависимости народа от политических решений, революционного настроения, ментальности власть имущих в России и в Европе и постоянная забота об эстетике читателя, зрителя, собеседника. Талант Константина Алексеевича широк как амбиции, театральность, состоятельность Фёдора Шаляпина и патриотизм, профессионализм Саввы Мамонтова, как вкушение женщин, наполнения и опустошения сосуда их страсти, вдохновения, соучастия; его талантище способствовал главному на Земле – созидательности заметно чаще вопреки обстоятельствам. Оказалось, выстоять и творить даже в плеяде завистников проще, чем нести крест патриота России, сына, мужа и отца. И только сочетание в повседневном труде созерцательности, даже – романтики (как дойти до мыса Доброй Надежды?) и размышления, культуры мысли и работы до седьмого пота оформили собственный стиль Коровина. Франция, конечно, создана Богом, чтобы жить и радоваться, но когда человек сполна русский, бывает, наивный и черпавший силы у истоков патриархальности Переславской земли и состоятельности, грусти, размаха Московии вынужденно покидает Россию, проигрывает, и Русь, и художник. Содержание, постановка проблемы и её решение в произведениях Коровина

созвучно его мнению о том, как должно писать картину. Коровинский лозунг о том, что нет рисунка, есть цвет в форме, есть свет – человек дотошный, весь сотканный из деталей, не приемлет, ему как раз нужен бисер ветвей с листьями, плодами и гусеницами, а кому-то и вовсе схема и чертёж. Такое настроение вполне дополнят рассказы Константина Алексеевича. Вкусность и сытость в описании яств и лиц, охоты и рыбалки, тщеславия и слабости, работы до изматывания над совершенством гениев живописи и сцены. Изображения грехов, хитрости, корысти, жадности и меры их искупления у проводящих обыски и отнимающих главное, в чём повелевала покровительствовать Екатерина Великая – свободу творчества – это основа прозы Коровина. Слёзы, унижения, православие и разбой, щедрость и посягание на чужое у крестьянина, «мастера» в школе живописи, трактирщика, разбойника – все чувства, поступки, мысли человека изучены, пропущены им через себя.

Писательство отличается от живописи доступностью к процессу развития. А живопись монументальна воплощением момента. И если это улица в Переславле-Залесском – то полное соответствие быту, укладу хозяйства, градостроительной мысли начала 20 века. И рождественские, крещенские гулянья на полотнах проникают и в настоящее время радостью, размахом, удалью. Чтение каждого рассказа позволяет задуматься о безграничности творчества и развития талантов читателя, о ценности и силе, стоимости земли, о запахе лета, торжественной чистоте неба, мистике заброшенного дома и избалованности заслуженным успехом. Широкие маски импрессиониста зовут в Париж, концентрируют на главном в жизни – собранном урожае, бескрайности моря, парении гор, красоте женщины, роскоши общения, наполненности паруса, счастье любить домашних животных, удачной охоте. «Коровина всегда волновала переменчивая красота окружающего мира, радость её постижения. Он добивался передачи того, что, казалось бы, невозможно передать: дрожание жаркого воздуха, ветер, блики морской глади, полуденный зной – прелесть каждого момента и ощущения». Ещё в детстве маменька Константина Алексеевича сетовала, что он всё время хочет идти, а надо учиться; надо быть: реалистичнее, стать земным. Именно литература позволила ему не только любить людей и природу, а преобразовывать к развитию, человечности, наполненности. Главный вопрос в прозе писателя: «Зачем разрушать, завидовать, угнетать, когда нужно любить, творить, прощать, идти по жизни, сеять и собирать урожай?». Есть чему учиться на принципах Коровина и журналистам, и чиновникам, и крестьянину, и строителю. И потому возрождён его дом в селе Охотино Переславского района, и «жарко и душно» журналисту, устроившему порку развитию Культуры Переславля-Залесского, как девке с позором, а реально – труженице и в поле, и в библиотеке, и в песне. Живописью, пейзажами, достоинствами момента формы и цвета импрессионизма Константин Коровин воплощает принцип «Картина лучше действительности» - без случайного, лишнего, но, - прекрасно и цельно, и

индивидуально. Принцип Монтескье играет в его творчестве и светом, и цветом, и торжеством, и реальностью – человек не просто читает, а созерцает, думает, черпает, совершенствуется.

korovin